Психогенная и функциональная афония: причины, симптомы, лечение

Психогенная афония :: Симптомы, причины, лечение и шифр по МКБ-10

Психогенная и функциональная афония: причины, симптомы, лечение

 Название: Психогенная афония.

Психогенная афония

 Психогенная афония. Отсутствие голоса при попытках вербальной коммуникации, спровоцированное психической травмой. Пациенты утрачивают способность разговаривать, но шепотная речь остается сохранной.

Они могут звучно кашлять, смеяться, реагировать громким голосом на эмоционально значимые ситуации – выражать междометиями испуг, гнев, ярость, восторг, удивление. Диагностика включает обследование отоларинголога, психиатра, психолога, фониатра.

Для выявления психических причин развития болезни проводится клиническая беседа и психодиагностика, для исключения органических заболеваний гортани – ларингоскопия. Лечение предполагает психотерапию и фонологические занятия по восстановлению голоса.

 Термин «афония» в переводе с греческого означает «отсутствие звука», определение «психогенная» указывает на особенности происхождения нарушения, его связь с психотравмой. Данное расстройство называют также функциональной, неорганической, истерической афонией в противовес исчезновению голоса в результате заболеваний гортани.

Распространенность достоверно выше среди девушек и женщин. Эпидемиологические показатели растут в периоды социально-экономических кризисов, в России максимальное количество пациентов зарегистрировано в начале 1990-х и в 1998 году.

В последнее время участились случаи заболеваемости среди подростков, что вероятно связано с возрастающей информационной нагрузкой.

Психогенная афония

 Утрата голоса возникает как реакция на стрессовое состояние. Причины развития расстройства всегда индивидуальны, но исследователями выделяется предрасполагающая основа – конституциональные особенности, черты характера, а также ряд триггеров – событий, запускающих патологические процессы.

Таким образом, риск психогенной афонии повышается при наличии следующих факторов:
 • Низкие адаптивные способности. Неумение противостоять стрессу бывает обусловлено врожденными психофизиологическими особенностями.

Невротический ответ на изменяющиеся внешние условия характерен для лиц с неустойчивым типом высшей нервной деятельности (холерики, меланхолики).
 • Истероидный тип характера. Психогенное выпадение функций организма – немота, слепота, глухота, параличи – возникает подсознательно. Такой тип психической защиты свойственен людям истероидного склада.

 • Межличностные конфликты. Невозможность продуктивного разрешения разногласий провоцирует активацию психической защиты – утрату возможности вести диалог. Примером такой ситуации может быть ссора с супругом, недостаток внимания родителя, потеря рабочего места.
 • Фрустрация потребностей.

Невозможность получить желаемое иногда проявляется подсознательным протестом – афонией. Непосредственной причиной расстройства становится недостаток внимания окружающих (мужа, возлюбленного, родителя), недостаточное признание в профессиональной деятельности, неудачи в бизнесе.

 Патогенетической основой психогенной афонии является сочетание трех факторов: невротического фона, пусковой ситуации (психотравмы) и фиксации неправильного голосообразования по типу патологического условного рефлекса. С позиции психологии данное расстройство рассматривается как вариант истерической реакции.

Утрата способности говорить – подсознательный механизм, позволяющий больному избежать ответственности в сложной ситуации и одновременно привлечь к себе внимание, заботу других людей.

 На уровне физиологических процессов психогенная афония объясняется возникновением в коре головного мозга очага запредельного торможения в ответ на воздействие сильного раздражителя (переживания страха, гнева, фрустрации). Дисбаланс нейропередачи нарушает регуляцию голосообразования.

Происходит дискоординация импульсов от коры мозга к мышцам гортани. Сохранность звучного кашля, плача, смеха подтверждает отсутствие патологии ого аппарата.

 По механизму развития и характеру течения различают два типа психогенной афонии: первая возникает внезапно и быстро устраняется правильно подобранными методами психотерапии, вторая формируется постепенно – от приступов к постоянному отсутствию голоса – и требует продолжительных периодических занятий по восстановлению звонкости. По характеру физиологических нарушений также выделяют две формы расстройства:
 • Гипофункциональная афония. Встречается наиболее часто. При осмотре гортани определяется хорошая подвижность гортани. Фонационные движения сопровождаются пониженным тонусом внутренних мышц, в результате чего сохраняется щель. Лечение направлено на активацию ых складок.
 • Гиперфункциональная афония. Подвижность гортанных стенок сохранена. Во время фонации складки смыкаются чрезмерно плотно из-за повышенного мышечного тонуса. Терапия ориентирована на расслабление ого аппарата.

 Расстройство проявляется полной потерей звучного голоса при попытках вербальной коммуникации. Пациенты общаются с помощью шепотной речи. В редких случаях нормальный голос заменяется чрезмерно высоким, «писклявым». Сохраняется привычный смех, плач (рыдания), кашель, фонация при зевании и чихании.

Многие больные так же, как и до расстройства, вскрикивают при испуге или удивлении. Нарушение двигательной функции гортани проявляется дискоординацией речевого дыхания, артикуляции и голосообразования – больные пытаются озвучить речь, но не способны контролировать движения речевого аппарата, продолжительность и глубину вдохов и выдохов при разговоре.

 Возможны нарушения сенсорной функции речевого аппарата. В таких случаях пациенты жалуются на повышенную чувствительность в гортани, дискомфортные ощущения – першение, боль, пощипывание, покалывание. Изменение секреции проявляется чувством сдавливания, присутствия инородного тела в горле.

Дополнительно развиваются неврологические и психические симптомы: головные боли, слабость, неустойчивый фон настроения, раздражительность, плаксивость, депрессия, бессонница.

 При отсутствии коррекционной и психотерапевтической помощи возможно усиление симптомов афонии вплоть до психогенного или истерического мутизма, когда больные утрачивают не только способность звучно говорить, но и общаться с окружающими шепотом, с помощью невербальных средств коммуникации.

Социально-психологическими осложнениями расстройства являются депрессия, нарастание замкнутости, ограничение непосредственного общения, снижение интереса и успехов в учебе, профессиональной деятельности.

Чем дольше длится афония, тем более массивная и продолжительная терапия необходима для ее устранения.

 Чаще всего за диагностикой пациенты обращаются к отоларингологу, так как органические болезни гортани, приводящие к утрате голоса, более распространены, чем психогенная афония. После исключения лор-патологии обследование проводит врач-фониатр, а также психиатр либо психотерапевт.

Полный комплекс процедур включает:
 • Сбор анамнеза. В ходе опроса выясняются жалобы, характер и длительность проявления симптомов. Отоларинголог уточняет наличие признаков, характерных для инфекционных, воспалительных, опухолевых заболеваний (переохлаждение, повышение температуры, кашель, боли).

Психиатр расспрашивает о случаях невротических расстройств раньше, о воздействии стрессовых, психотравмирующих ситуаций перед потерей голоса.
 • Ларингоскопию. Проводится осмотр гортани при помощи специальных зеркал.

При афонии определяется нормальная подвижность ых складок при вдохе (открываются) и выдохе (закрываются), различные изменения тонуса во время фонации. Врач также проводит пальпацию гортани и шеи, если подозревает инфекционное заболевание, направляет на лабораторные анализы (посев крови, мазок со слизистой).

Для исключения опухолевых патологий назначаются инструментальные процедуры (рентгенография, МРТ гортани).
 • Психологическое исследование личности. На заключительном этапе диагностики используются комплексные личностные опросники: СМИЛ, тест Айзенка, 16-факторный опросник Кеттелла и другие.

Дополнительно применяются проективные методики – рисуночные тесты, тесты цветовых выборов, интерпретации ситуаций. Для психогенной афонии характерно выявление истероидных черт (демонстративность, эгоцентричность, эмоциональная неустойчивость), повышенный уровень невротизации.

 Тактика терапии определяется индивидуально, зависит от преобладания повышенного или пониженного мышечного тонуса гортани, выраженности невротических переживаний, депрессии. Коррекционными и терапевтическими мероприятиями занимаются различные специалисты: фонологи (фониаторы), логопеды, психологи, психотерапевты.

Работа ведется в трех направлениях:
 • Нейролингвистическое программирование. Основой техник данного направления является отвлечение и опора на сохранное звучание при смехе, плаче, кашле. На занятиях пациенты учатся переходить от доступных звуков, например, «мычания», к более сложным.

Используется методика рисования по Чевелевой, вырезание фигур с проговариванием, произнесение слов после эмоциональной и физической нагрузки.
 • Голосовые и дыхательные упражнения. Хороший эффект при лечении расстройства дают занятия с фонологом. Применяются техники глубокого и поверхностного дыхания с фиксацией напряжения и/или расслабления в области гортани.

Из ых упражнений распространено выведение звука «в маску» (от звука к слову), беззвучная фонация, пение, мягкая, придыхательная и жесткая атака.
 • Психоанализ. При наличии истероидных черт и глубинного подсознательного конфликта афония может быть устранена посредством сеансов психоанализа.

Понимание и принятие пациентом сработавших защитных механизмов психики позволяет найти ресурсы для актуализации и преодоления вытесненных переживаний. Психотерапия длительная, но результат отличается стойкостью, рецидивы крайне редки.

 При своевременном обращении к специалистам психогенная афония успешно поддается коррекции. Лечение занимает от 1-2 занятий до полугода, продолжительность определяется характером расстройства и его длительностью. Профилактика сводится к выработке навыков продуктивного преодоления стрессов.

Рекомендуется освоить техники позитивного мышления, релаксации, переключения внимания, практиковать умение благополучно разрешать конфликты.

При возникновении непреодолимых препятствий необходимо уметь перестраивать план действий, корректировать цели, не фокусируясь на неудачах и негативных эмоциях.

42a96bb5c8a2ac07fc866444b97bf1Модератор контента: Васин А.С.

Источник: //kiberis.ru/?p=33227

Психогенная афония

Психогенная и функциональная афония: причины, симптомы, лечение

Психогенная афония – это отсутствие голоса при попытках вербальной коммуникации, спровоцированное психической травмой. Пациенты утрачивают способность разговаривать, но шепотная речь остается сохранной.

Они могут звучно кашлять, смеяться, реагировать громким голосом на эмоционально значимые ситуации – выражать междометиями испуг, гнев, ярость, восторг, удивление. Диагностика включает обследование отоларинголога, психиатра, психолога, фониатра.

Для выявления психических причин развития болезни проводится клиническая беседа и психодиагностика, для исключения органических заболеваний гортани – ларингоскопия. Лечение предполагает психотерапию и фонологические занятия по восстановлению голоса.

Термин «афония» в переводе с греческого означает «отсутствие звука», определение «психогенная» указывает на особенности происхождения нарушения, его связь с психотравмой. Данное расстройство называют также функциональной, неорганической, истерической афонией в противовес исчезновению голоса в результате заболеваний гортани.

Распространенность достоверно выше среди девушек и женщин. Эпидемиологические показатели растут в периоды социально-экономических кризисов, в России максимальное количество пациентов зарегистрировано в начале 1990-х и в 1998 году.

В последнее время участились случаи заболеваемости среди подростков, что вероятно связано с возрастающей информационной нагрузкой.

Психогенная афония

Утрата голоса возникает как реакция на стрессовое состояние. Причины развития расстройства всегда индивидуальны, но исследователями выделяется предрасполагающая основа – конституциональные особенности, черты характера, а также ряд триггеров – событий, запускающих патологические процессы. Таким образом, риск психогенной афонии повышается при наличии следующих факторов:

  • Низкие адаптивные способности. Неумение противостоять стрессу бывает обусловлено врожденными психофизиологическими особенностями. Невротический ответ на изменяющиеся внешние условия характерен для лиц с неустойчивым типом высшей нервной деятельности (холерики, меланхолики).
  • Истероидный тип характера. Психогенное выпадение функций организма – немота, слепота, глухота, параличи – возникает подсознательно. Такой тип психической защиты свойственен людям истероидного склада.
  • Межличностные конфликты. Невозможность продуктивного разрешения разногласий провоцирует активацию психической защиты – утрату возможности вести диалог. Примером такой ситуации может быть ссора с супругом, недостаток внимания родителя, потеря рабочего места.
  • Фрустрация потребностей. Невозможность получить желаемое иногда проявляется подсознательным протестом – афонией. Непосредственной причиной расстройства становится недостаток внимания окружающих (мужа, возлюбленного, родителя), недостаточное признание в профессиональной деятельности, неудачи в бизнесе.

Патогенетической основой психогенной афонии является сочетание трех факторов: невротического фона, пусковой ситуации (психотравмы) и фиксации неправильного голосообразования по типу патологического условного рефлекса.

С позиции психологии данное расстройство рассматривается как вариант истерической реакции.

Утрата способности говорить – подсознательный механизм, позволяющий больному избежать ответственности в сложной ситуации и одновременно привлечь к себе внимание, заботу других людей.

На уровне физиологических процессов психогенная афония объясняется возникновением в коре головного мозга очага запредельного торможения в ответ на воздействие сильного раздражителя (переживания страха, гнева, фрустрации).

Дисбаланс нейропередачи нарушает регуляцию голосообразования. Происходит дискоординация импульсов от коры мозга к мышцам гортани. Сохранность звучного кашля, плача, смеха подтверждает отсутствие патологии ого аппарата.

По механизму развития и характеру течения различают два типа психогенной афонии: первая возникает внезапно и быстро устраняется правильно подобранными методами психотерапии, вторая формируется постепенно – от приступов к постоянному отсутствию голоса – и требует продолжительных периодических занятий по восстановлению звонкости. По характеру физиологических нарушений также выделяют две формы расстройства:

  • Гипофункциональная афония. Встречается наиболее часто. При осмотре гортани определяется хорошая подвижность гортани. Фонационные движения сопровождаются пониженным тонусом внутренних мышц, в результате чего сохраняется щель. Лечение направлено на активацию ых складок.
  • Гиперфункциональная афония. Подвижность гортанных стенок сохранена. Во время фонации складки смыкаются чрезмерно плотно из-за повышенного мышечного тонуса. Терапия ориентирована на расслабление ого аппарата.

Расстройство проявляется полной потерей звучного голоса при попытках вербальной коммуникации. Пациенты общаются с помощью шепотной речи. В редких случаях нормальный голос заменяется чрезмерно высоким, «писклявым». Сохраняется привычный смех, плач (рыдания), кашель, фонация при зевании и чихании.

Многие больные так же, как и до расстройства, вскрикивают при испуге или удивлении.

Нарушение двигательной функции гортани проявляется дискоординацией речевого дыхания, артикуляции и голосообразования – больные пытаются озвучить речь, но не способны контролировать движения речевого аппарата, продолжительность и глубину вдохов и выдохов при разговоре.

Возможны нарушения сенсорной функции речевого аппарата. В таких случаях пациенты жалуются на повышенную чувствительность в гортани, дискомфортные ощущения – першение, боль, пощипывание, покалывание.

Изменение секреции проявляется чувством сдавливания, присутствия инородного тела в горле.

Дополнительно развиваются неврологические и психические симптомы: головные боли, слабость, неустойчивый фон настроения, раздражительность, плаксивость, депрессия, бессонница.

При отсутствии коррекционной и психотерапевтической помощи возможно усиление симптомов афонии вплоть до психогенного или истерического мутизма, когда больные утрачивают не только способность звучно говорить, но и общаться с окружающими шепотом, с помощью невербальных средств коммуникации.

Социально-психологическими осложнениями расстройства являются депрессия, нарастание замкнутости, ограничение непосредственного общения, снижение интереса и успехов в учебе, профессиональной деятельности.

Чем дольше длится афония, тем более массивная и продолжительная терапия необходима для ее устранения.

Чаще всего за диагностикой пациенты обращаются к отоларингологу, так как органические болезни гортани, приводящие к утрате голоса, более распространены, чем психогенная афония. После исключения лор-патологии обследование проводит врач-фониатр, а также психиатр либо психотерапевт. Полный комплекс процедур включает:

  • Сбор анамнеза. В ходе опроса выясняются жалобы, характер и длительность проявления симптомов. Отоларинголог уточняет наличие признаков, характерных для инфекционных, воспалительных, опухолевых заболеваний (переохлаждение, повышение температуры, кашель, боли). Психиатр расспрашивает о случаях невротических расстройств раньше, о воздействии стрессовых, психотравмирующих ситуаций перед потерей голоса.
  • Ларингоскопию. Проводится осмотр гортани при помощи специальных зеркал. При афонии определяется нормальная подвижность ых складок при вдохе (открываются) и выдохе (закрываются), различные изменения тонуса во время фонации. Врач также проводит пальпацию гортани и шеи, если подозревает инфекционное заболевание, направляет на лабораторные анализы (посев крови, мазок со слизистой). Для исключения опухолевых патологий назначаются инструментальные процедуры (рентгенография, МРТ гортани).
  • Психологическое исследование личности. На заключительном этапе диагностики используются комплексные личностные опросники: СМИЛ, тест Айзенка, 16-факторный опросник Кеттелла и другие. Дополнительно применяются проективные методики – рисуночные тесты, тесты цветовых выборов, интерпретации ситуаций. Для психогенной афонии характерно выявление истероидных черт (демонстративность, эгоцентричность, эмоциональная неустойчивость), повышенный уровень невротизации.

Тактика терапии определяется индивидуально, зависит от преобладания повышенного или пониженного мышечного тонуса гортани, выраженности невротических переживаний, депрессии. Коррекционными и терапевтическими мероприятиями занимаются различные специалисты: фонологи (фониаторы), логопеды, психологи, психотерапевты. Работа ведется в трех направлениях:

  • Нейролингвистическое программирование. Основой техник данного направления является отвлечение и опора на сохранное звучание при смехе, плаче, кашле. На занятиях пациенты учатся переходить от доступных звуков, например, «мычания», к более сложным. Используется методика рисования по Чевелевой, вырезание фигур с проговариванием, произнесение слов после эмоциональной и физической нагрузки.
  • Голосовые и дыхательные упражнения. Хороший эффект при лечении расстройства дают занятия с фонологом. Применяются техники глубокого и поверхностного дыхания с фиксацией напряжения и/или расслабления в области гортани. Из ых упражнений распространено выведение звука «в маску» (от звука к слову), беззвучная фонация, пение, мягкая, придыхательная и жесткая атака.
  • Психоанализ. При наличии истероидных черт и глубинного подсознательного конфликта афония может быть устранена посредством сеансов психоанализа. Понимание и принятие пациентом сработавших защитных механизмов психики позволяет найти ресурсы для актуализации и преодоления вытесненных переживаний. Психотерапия длительная, но результат отличается стойкостью, рецидивы крайне редки.

При своевременном обращении к специалистам психогенная афония успешно поддается коррекции. Лечение занимает от 1-2 занятий до полугода, продолжительность определяется характером расстройства и его длительностью. Профилактика сводится к выработке навыков продуктивного преодоления стрессов.

Рекомендуется освоить техники позитивного мышления, релаксации, переключения внимания, практиковать умение благополучно разрешать конфликты.

При возникновении непреодолимых препятствий необходимо уметь перестраивать план действий, корректировать цели, не фокусируясь на неудачах и негативных эмоциях.

Источник: //www.KrasotaiMedicina.ru/diseases/psychiatric/psychogenic-aphonia

Психогенная функциональная афония

Психогенная и функциональная афония: причины, симптомы, лечение

Отсутствие звучного голоса (шёпотная фонация). Чаще всего в результате психотравмы. Сохранны смех, плач и кашель. Наступает запредельно торможение. Сверхсильный тонус восстановит голос. Отмечаются частые рецидивы.

Для определения точного диагноза используется метод ларингоскопии. Определяется подвижность ых складок при вдохе (открываются) и выдохе (закрываются).

Больные фиксированы на своём дефекте. Необходимо отвлечь пациента и внезапно вызвать голос. Используется способ отвлечения (например, приседания заставлять делать) Опора делается на сохранные анализаторы: кашель, смех, плачь.

При коррекционном воздействии используется технология нейролингвистического программирования.

Повторите за мной: М – м – м. Откройте рот.

Используется рисование по Чавелёвой (пока пациент рисует рисунок, он проговаривает фразу). Вырезывание ножницами различных фигур с одновременным проговариванием фраз: треугольник, квадрат, восьмёрку.

· Используется метод выведения звука в маску:

м-м-м – меня

м-м-м – зовут

м-м-м – Катя

На этот тон начинают нанизывать обычные слоги, слова.

· Непривычное для пациента голосообразование и едение.

Звук на вдохе – А

Вдох – А – выдох резкий А

От шёпотной фонации мы переходим к дисфонии.

Традиционно выделяют 2 основные формы дисфонии.

1 форма обусловлена несмыканием ых складок:

– гипотонусная;

– гипофункциональная;

– гипокинетическая дисфония.

Нужно добиться тонизирующего воздействия.

Качество голоса будет зависеть от размера (чем меньше щель, тем лучше голос) и формы ой щели (линейная, овальная – провисают ые складки, треугольная – то высокий, то низкий голос).

Если не смыкаются ые складки, необходимо их активизировать, стимулировать (физиотерапевтическое воздействие, лекарственне воздействие, ые и дыхательные упражнения). Используем твёрдую атаку:

А О У (отрывисто, коротко, стокатто)

Согласные звуки взрывные глухие: [П] [Т] [К]

2 форма связана с чрезмерным напряжением ых складок:

– гипертонусная;

– гиперфункциональная;

– гиперкинетическая.

Нужно добиться релаксирующего действия. Добиться расслабления гораздо труднее. Для снятия излишнего напряжения используются:

– беззвучная фонация;

– шёпотная речь;

– пение;

– мягкая и придыхательная атака в начале занятий;

– глухие щелевые согласные: [С] [Ш] [Х].

2. Фонастения (фон – звук, астения – слабый) – слабость голоса. До 1996 года входила в список профессиональных речевых расстройств. Может наблюдаться гипотонусная и гипертонусная картина.

Наблюдается навязчивое откашливание, сухость ротовой полости.

Отмечается асинхронность колебаний ых складок.

Диагноз устанавливается благодаря стробоскопическому исследованию.

Выбор упражнений будет обусловлен характером ых складок (несмыкание или чрезмерная активность).

Методом предупреждения нарушений голоса будет постановка голоса: развитие работоспособности голоса и его профессиональных качеств.

Базовым звуком для постановки звуков является звук [М]:

– является звуком раннего онтогенеза;

– наиболее прост при произнесении;

– участвуют в процессе произнесения все резонированные полости;

– звук наименьшего напряжения (импеданса).

Принцип используется от простого к сложному: речевого усложнения.

открытый слог: ма

односложное слово: мам

слова, фразы: мама

молока бы нам Мёд в лесу медведь нашёл.

Мало мёду – много пчёл!

Мой милый маг,

Моя Мария

3. Мутационная дисфония.

Может считаться обычным физиологическим процессом, если мы её наблюдаем в пубертатный период. Этот период сензитивный.

В зависимости от процессов, которые происходят в организме выделяют 3 стадии мутации:

1 предмутационная;

2 собственно мутационная;

3 постмутационная.

Нужно определить сроки начала мутации. Они вариабельны. Зависят от физического развития, пола человека, от климата.

1 стадия. Предмутационная.

Признаки нарушения голоса проявляются в этот период наиболее ярко у вокалистов: осиплость голоса, невозможность взять ноты высокого диапазона.

2 стадия. Собственно мутационная.

Характеризуется резким увеличением размеров гортани: ых складок и хрящей гортани.

Пластинки щитовидного хряща выделяются на поверхности шеи у юношей, формируется кадык (в 1,5 – 2 раза увеличивается у мальчиков, у девочек – на 1/3).

Характерна гиперемия ых складок, отёчность, наличие слизи (в литературе это состояние характеризуется как мутационный ларингит – неправильно).

В задних отделах остаётся щель треугольной формы, которая называется мутационный треугольник.

За счёт натяжения ых складок формируется механизм колебания. Гортань опускается на уровень 6-7 шейных позвонков.

2 стадия продолжается до 6 месяцев.

3 стадия. Постмутационная.

Процесс окончательного оформления голоса происходит в постмутационной стадии (до 2 лет). Некоторые авторы считают, что окончательное оформление голоса происходит в 21 год, когда заканчивается рост позвоночника.

В зависимости от времени, когда возникают ые изменения, выделяют преждевременное ое созревание в 8-9 лет.

У кастратов не наступает полноценного гормонального развития.

Важную роль играет психоэмоциональный фактор: ребёнок не подготовлен к смене голоса или находится в болезненном состоянии.

Также причиной дисфонии является иная ориентация.

Для коррекционного воздействия максимум необходимо 3 занятия.

У Вильсона – понижение голоса при мутационной дисфонии (добиться низкого положения голоса: надавить на гортань назад и вниз и опустить голову).

Базовыми гласными будут У О (низкие звуки).

Зевок. Во время зевка гортань физиологически опускается вниз.

Необходимо подготовить артикуляционный аппарат к правильной подаче звука.

Необходимо постучать в грудную клетку при произнесении гласных звуков: А – О – У (звуки низкие по форматной структуре), добиваясь низкого звучания голоса.

Около

Кола – колокола

Оля открой окно

Автоматизируем навык звучания по принципу от простого к сложному.

Ребёнок должен понять, что это природный физиологический голос.

4. Ятрогенная дисфония– нарушение голоса, возникшее по вине врачей.

5. Спастическая дисфония используется как дифференциальный диагноз к заиканию (ларингиальному) (Траубе в 1871 г. описал заикание на смерть близкого родственника) или к гипертонусной дисфонии.

Спастическая дисфония может быть ситуативной. При общении с близкими родственниками проблем нет: сохранна шёпотная фонация, не нарушено пение.

Расцениваем это нарушение, как психогенное эмоциональное расстройство.

У людей зрелого возраста после 45 лет возникает, связана с гормональными изменениями, преобладает в основном у женщин (в отличие от заикания, которое возникает у людей мужского пола).

Прогноз неблагоприятный. Сроком более 6 месяцев практически неизлечима. Закрепляется патологический механизм.

Дидро, Арнольд и Бройнлиц искусственный парез или паралич 1 части гортани, добиваясь новой речи.

Ботакс, используемый в косметологии и при лечении детей с неврологическими заболеваниями (в т.ч. дти с ДЦП), вводится на 6 месяцев в ые складки, обеспечивая нормальную фонацию для формирования нового стереотипа фонации.

Органические расстройства –изменения в структуре.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: //studopedia.ru/6_11552_psihogennaya-funktsionalnaya-afoniya.html

Дисфония: причины и виды, проявления, как лечить, профилактика

Психогенная и функциональная афония: причины, симптомы, лечение

Дисфония – понятие, обозначающее нарушение ой функции, которое проявляется хрипотой, гнусавостью, слабостью и осиплостью. Полная потеря звучности голоса называется афонией. При безгласии сохраняется шепотная речь, появляются моменты дребезжащего голоса.

Дисфония возникает при нарушении работы ого аппарата. У больных происходит частичное изменение высоты, тембра или силы голоса.

Данное патологическое состояние встречается в любом возрасте и хорошо поддается лечению. Невозможность говорить нормальным голосом возникает по разным причинам.

Среди них: простудные заболевания, чрезмерное перенапряжение ых связок, стресс и волнение.

Дисфония и афония — симптомы различных соматических и психоневрологических заболеваний: дифтерийного крупа, острого ларингита, катара, опухоли гортани, неврозов.

Все больные с нарушением речевой функции должны быть тщательно обследованы. Лечение афонии и дисфонии зависит от причин, вызвавших эти недуги.

Правильная и своевременная терапия обеспечивает быстрое возвращение голоса с его первоначальной тональностью.

Классификация

По происхождению дисфония бывает органической и функциональной. Органическая возникает на фоне воспалительных заболеваний гортани, а функциональная — на фоне различных невротических изменений. После угасания патологических процессов в организме дисфония исчезает.

Функциональная дисфония подразделяется на 3 вида: гипотонусная, гипертонусная, гипо-гипертонусная.

Патогенетическая классификация дисфонии:

  • Мутационная дисфония встречается у мальчиков пубертатного возраста и отличается резким переходом голоса от высокого тона к низкому.
  • Психогенная дисфония обусловлена сильным психоэмоциональным перенапряжением.
  • Спастическая дисфония возникает при дискоординируемой гиперфункции дыхательной мускулатуры.

По длительности дисфонию подразделяют на кратковременную и стойкую.

Виды афонии:

  1. Паралитическая афония развивается при дисфункции нижнего гортанного нерва, который травмируется во время операций на органах шеи или поражается при инфекционной интоксикации. Причиной патологии также являются хронические заболевания нервной системы – сирингомиелия, сирингобульбия.
  2. Истинная афония возникает при поражении гортани, препятствующему надлежащему смыканию и достаточной вибрации связок. Острый или хронический ларингит, паралич гортанных мышц, новообразования — причины подобных изменений.
  3. Функциональная афония – отсутствие голоса, обусловленное функциональной недостаточностью ых мышц центрального происхождения. Развитию патологии способствует влияние стресса и психических травм на лабильную нервную систему больных.
  4. Спастическая афония возникает при спазматическом сокращении мышц гортани, сужающих ую щель. Судороги гортанных мышц делают щель настолько узкой, что у больных полностью пропадает голос.

Этиология и патогенез

Причины дисфонии и афонии подразделяют на две большие группы: врожденные и приобретенные.

  • Основной причиной дисфонии ых связок является врожденный порок развития гортани. У больных с нарушенной структурой хрящевой ткани провисает надгортанник, вход в гортань неполностью отрывается, что проявляется отрывистым и шумным вдохом. Это так называемый врожденный стридор или ларингомаляция, которая развивается в процессе эмбриогенеза после появления центров хондрификации.
  • Врожденный подой стеноз гортани — частая причина сужения дыхательных путей в детском возрасте, проявляющегося дисфонией или афонией. Полное или частичное недоразвитие ых складок у детей сопровождается одышкой, хрипами, кашлем.
  • Ангиома гортани – сосудистая патология, являющаяся следствием нарушенного эмбрионального развития кровеносной и лимфатической систем. Развивается заболевание под воздействием инфекционных агентов, травматического повреждения, гормонального дисбаланса в гестационном периоде.

Заболевания, ставшие причиной дисфонии:

  1. Аллергия,
  2. Воспаление различных отделов респираторного тракта,
  3. Доброкачественные новообразования гортани,
  4. Заболевания неврологического характера,
  5. Астеническое состояние,
  6. Гормональный сбой,
  7. Миастения,
  8. Заболевания внутренних органов в стадии декомпенсации,
  9. Эндокринопатия,
  10. Гематологические заболевания,
  11. Остеохондроз шейного отдела позвоночника,
  12. Травмы ого аппарата,
  13. Острые инфекционные заболевания – грипп, ОРВИ, ангина.

Факторы, провоцирующие дисфонию:

  • Стрессовые состояния,
  • Вынужденное долгое молчание,
  • Обструкция дыхательных путей инородными телами,
  • Длительный прием анаболиков,
  • Профессиональный фактор, связанный с постоянным напряжением ых связок,
  • Психологические факторы,
  • Операции на органах шеи,
  • Медикаментозное лечение,
  • Перенапряжение голоса в компании или шумном помещении,
  • Особенности микроклимата помещения – сырость, пыль, холод или жара,
  • Чрезмерное употребление алкогольных напитков,
  • Раздражение гортани вследствие химических ожогов,
  • Курение,
  • Пожилой возраст,
  • Частый и продолжительный визг и крик у детей,
  • Профессиональные вредности — запыленность или загазованность производственного помещения.

Функциональная дисфония часто приводит к формированию органической патологии гортани – атрофического ларингита. Регулярное воздействие провоцирующих факторов обычно имеет неблагоприятный исход.

В горле развиваются различные патологии – опухоли, полипы, гематомы.

Длительное перенапряжение голоса часто заканчивается хроническим ларингитом, а чрезмерное увлечение алкоголем способствует усиленному приливу крови к глотке, гиперемии и отеку слизистой оболочки гортани.

У детей дисфония развивается вследствие частых и громких криков, пения в высоком звуковом диапазоне. Голос у малышей становится хриплым при увеличении и воспалении аденоидов. Нарушенное носовое дыхание способствует попаданию в гортань холодного и неочищенного воздуха, что приводит к частым ларингитам и дисфонии.

Симптоматика

У больных с дисфонией голос становится хриплым, изменяется его тембр или тональность. У детей появляется стридорозное дыхание — свистящее и шумное, обусловленное турбулентным воздушным потоком в дыхательных путях. Стридор является важным симптомом значительной обструкции гортани.

Дисфония сопровождается постоянной или периодической охриплостью и утомляемостью голоса. У больных ларингитом голос становится слабым и осипшим, возникает сухой мучительный кашель, речь затрудняется. По мере роста опухоли голос пропадает, остается лишь шепотная речь. Развивается афония.

  1. Гипотонусная форма проявляется гиперемией ых складок, формированием овальной или треугольной ой щели, глухим, слабым и сиплым голосом.
  2. Гипертонусная дисфония — тонический мышечный спазм гортани и судорожное сближение напряженных ых складок, сопровождающееся хрипотой и болью в горле.
  3. Симптомами гипо-гипертонусной дисфонии являются: сухость во рту, тремолирующий, вибрирующий голос, сбивчивость дыхания.
  4. Спастическая дисфония — самая тяжелая форма патология, имеющая острое начало, обусловленное психической травмой и длительным перенапряжением голоса. Он становится хриплым, слабым, вибрирующим, фальцетным, дрожащим, срывающимся. Мышцы затылка и шеи начинают болеть в результате постоянного спазма, боль в горле усиливается при глотании. Постепенно болевой синдром и дискомфортные ощущения в горле становятся невыносимыми и требуют срочного лечения.

При обнаружении перечисленных выше симптомов следует обратиться к ЛОР-врачу, пройти всестороннее обследование и комплексное лечение.

Диагностика

Диагностика нарушения ой функции заключается в опросе и осмотре больного. При сборе анамнеза особое внимание обращают на длительность патологии, наличие сопутствующих болезней и факторов, способствующих развитию дисфонии.

Физикальное и инструментальное обследование:

  • ларингоскопия

    Исследование основных акустических параметров голоса,

  • Глоттография и электромиография,
  • Прямая или непрямая ларингоскопия,
  • Исследование ФВД (функции внешнего дыхания),
  • Эндофиброларингоскопия,
  • Микроларингостробоскопия,
  • Трахеоскопия при необходимости,
  • Рентгенография гортани,
  • КТ,
  • Клинические анализы крови и мочи,
  • Бактериологическое исследование отделяемого ротоглотки,
  • Биопсия при подозрении на онкопатологию.

Лечение

Лечение дисфонии комплексное, направленное на устранение заболевания, ставшего ее причиной.

Медикаментозные средства

Лекарственную терапию проводят на фоне ого режима и ортофонического лечения.

  1. Настойка лимонника, женьшеня, прочие стимуляторы и витамины — препараты для лечения гипотонусной дисфонии, улучшающие микроциркуляцию ых складок и возвращающие нормальный голос.
  2. Психотропные препараты, нейролептики, транквилизаторы, антидепрессанты, спазмолитики показаны для лечения гиперкинетической дисфонии.
  3. Для лечения спастической дисфонии больным назначают «Гамма-аминомасляную кислоту», «Аминалон».
  4. Поливитамины, АТФ, «Стрихнин», «Прозерин», седативные средства и транквилизаторы назначают больным с различным формами дисфонии.
  5. Витаминные комплексы и сосудистые препараты показаны для улучшения функций органа и быстрого восстановления всего организма.
  6. Если причиной дисфонии стала острая вирусная инфекция, больным назначают ой режим, обильное теплое питье, противовирусные препараты, иммуномодуляторы. При воспалительных гортанных процессах используют антибиотики, полоскания горла, проведение ингаляций.

Немедикаментозные методы лечения дисфонии

К немедикаментозному лечению дисфонии относятся следующие методы:

  • Фонопедические упражнения для реабилитации ой функции,
  • Массажирование шеи,
  • Психотерапевтическое воздействие,
  • Логопедические и ые упражнения,
  • Бальнеотерапия,
  • Гидротерапия,
  • Иглорефлексотерапия,
  • Электросон,
  • Физиотерапия – электростимуляция мышц гортани диадинамическим током, гальванизация, дарсонвализация, амплипульс, электрофорез.

Ларингопластика, имплантационная хирургия, трахеостомия и тиропластика — операции, проводимые при стойкой дисфонии, не поддающейся консервативному лечению. Чтобы восстановить ую функцию, хирурги иссекают рубцы со связок гортани, удаляют опухоли.

Народная медицина

Для лечения заболеваний, проявляющихся дисфонией, широко используют рецепты народной медицины. Водочный компресс и горчичники приводят к расширению сосудов, притоку крови к пораженной области, уменьшению признаков воспаления и устранению соответствующих симптомов.

Больным с дисфонией полезно ежедневное употреблять сок моркови, одуванчика, репы, капусты. Куриные сырые яйца и вываренные до мягкости дольки чеснока улучшают состояние ых связок.

Ингаляционное введение в организм отваров лекарственных трав обеспечивает их быстрое терапевтическое действие.

Полезно принимать отвар семян льна с яблоком и медом, полоскать горло настоем алтея и лаванды, фенхеля и молока.

Профилактика

Профилактические мероприятия при дисфонии включают:

  1. Раннее выявление и грамотное лечение инфекционных заболеваний ЛОР-органов,
  2. Режим молчания,
  3. Предупреждение ОРЗ и ОРВИ,
  4. Коррекция ой нагрузки у певцов, лекторов, ораторов,
  5. Обеспечение носового дыхания зимой,
  6. Борьба с вредными привычками,
  7. Укрепление нервной системы,
  8. Закаливание,
  9. Ведение здорового образа жизни,
  10. Правильное питание,
  11. Соблюдение оптимального режима труда и отдыха,
  12. Повышение иммунитета.

При появлении первых признаков ых расстройств необходимо немедленно обратиться к врачу. Это значительно снижает риск развития тяжелых последствий при афонии. Патологические состояния, проявляющиеся хрипотой или полным отсутствием голоса, хорошо поддаются лечению. Голосовая функция быстро приходит в норму.

: лекция о функциональной дисфонии

Мнения, советы и обсуждение:

Источник: //uhonos.ru/gorlo/bolezni-gorla/disfoniya/

МедПомощь
Добавить комментарий